05 октября 2011

Как автор с друзьями по Десне сплавлялся в отпуске.

Приветствую.
Сейчас я вам расскажу, как мы с друзьями провели неделю отпуска на Десне (википедия), в конце лета 2011 года.

Все началось с почти удачной, но короткой первой попытки (ссылка) в июне этого года. Для тех, кто не хочет идти по ссылке, скажу, что в тот раз из-за плохой погоды проплыли лишь 30 км. И были то всего - четыре дня, немыслимо мало для отдыха в подобном режиме. Также свою лепту в качество сплава внесла трехместная надувная  байдарка - Щука-3, которая ввиду плоскодонной конструкции была трудно управляема и тихоходна.

На сей раз в планах была полная неделя, финиш в Чернигове и хотя бы денек матраса. Что в итоге и получилось.

Плыли на катамаране. Многим сразу же пришел в голову образ "катамарана", который все выдели в парках, на море и может еще где. Там, на них, трепещущие от внутреннего волнения парочки, жаждущих морских приключений, перебирают ногами по педалях заставляя "судно" и кавалеров  набирать ход, а барышень в кресле кагбы млеть и ахать от наплыва чувств. Нет - это не такой катамаран (он, кстати говоря, называется - речной велосипед), и барышень  в креслах там не предусмотрено, к всеобщему сожалению. Наш катамаран состоит из двух бананов надувных баллонов, на которые сверху пришнуровывается связанная из алюминиевых трубок рама. Экипаж размещается на баллонах, а вещи на раме. Катамаран был взят на прокат в тур/прокат компании Big Trip (ссылка).

Начать сплав решили за селом Воловица Борзнянского района, там мы завершили нашу первую попытку сплава и июне. До старта добирались сперва электричкой из Киева до станции Плыски, потом на собаках и почтовых голубях машинами/автобусами до речки, через Борзну. В Борзне обед и закупка последнего списка продуктов. С второй попытки, на двух жигулях (за что отдельное спасибо дяде Льоне и дяде Коле) доехали до нужной косы за селом, разложили вещи у удивились нашей грузоподъёмности.

Кстати, про перевозку снаряжения в электричках. Катамаран - надувной, а значит разборной. Но не так мелко как хотелось бы. Проблема была в том, что рама состоит из трубок длиной около трех с половиной метров. А в поездах и электричках (как оказалось после погрузки) можно провозить вещи длиной не более 1,9 метра. О чем нам любезно сообщила совсем молодая проводница, правда уже после того как связанные вместе трубы и весла были перенесены через весь вагон в нерабочий тамбур.

На месте старта, пока разложили вещи, накачали баллоны, связали и пришнуровали раму, а на нее несколько палок для удержания вещей и одну для флага, перекусили, переложили вещи в гермо-мешки, пофоткались и просто потупили на пляже, прошло около четырех часов. Чему не обрадовались стоявшие там лагерем отдыхающие. Переполняющее их сперва любопытство под действием алкоголя и палящего солнца превратилось в некое подобие безобидной ненависти сдобренной завистью, которая вылилась в прощальную речь из нелитературных слов, означающих мужские и женские половые органы, а также их отношения.

Наконец то долгожданный момент. Поплыли.

За первый день прошли около 5-6 километров за пару часов. И решили остановиться на некоем подобии острова, отделяемом от берега узенькой протокой. При ближайшем обследовании место оказалось совсем безлюдным, что нам как раз и нужно. Программа досуга была известна далеко заранее и сидела в подсознании с момента первого разговора о сплаве. Ничего мудреного: костер, ужин, коньяк, гитара и доброе утро.

Позже мы назвали это место островом "Брумеля", такой псевдоним у одного из членов команды. И в следующие разы все места, на которых останавливались или были, просто красивыми назывались именами участников экспедиции.

Утро второго дня встретило мелким дождиком, борщом без картошки (которую "предусмотрительно" забыли взять) и застрявшим флагом вовремя его поднятия. В остальном ничего необычного, собрались, погрузили вещи и в путь.

За первым же поворотом большинство удобных мест на берегах были заняты туристами и рыбаками. Значит скоро село Кладьковка Нежинского района, известный местный туристический центр на Десне с несколькими турбазами от Нежинских заводов.

День быстро пролетел. Плывем, смотрим по сторонам, и устраиваем фото и видео минутки, а также треплемся о всяком, особенно запомнилась диверсификация (привет Стас!). Каждые час - полтора останавливаемся в туалет и ноги размять. На катамаране не предусмотрено сидушек, вообще то конструкцией они предусмотрены, но мы их почему-то не взяли. Поэтому и сидели, на чем придется, на палатках, гермо-мешках, бутылках с водой и т.п.

Следующий лагерь на косе (ниже на фото ее начало видно слева), километрах в десяти перед селом Салтыкова Девица Куликовского района. Место названо "землей Игоря Н.". Здесь автора, как повара, ждало печальное, но вполне предсказуемое открытие. Жарить шашлык на дровах из вербы самое неблагодарное занятие. Они перегорают в пепел за несколько минут почти, не оставляя, жара. Других дров в округе не было. Пришлось несколько раз рядом разводить костер и подгребать угли от него под шашлык.

Рыбак возвращается домой? Вряд ли. Они там чуть ли не круглосуточно шастают. Впервые, когда увидел ночью в лучах фонарика, испугался, думал местные жители в "гости" плывут (думаю, рыбак не меньше испугался). А потом на каждой стоянке такие были, привык.

Утро следующего дня ничем не удивило. Кроме хорошей погоды и жажды Брумеля. Которая заставила его в четыре часа утра копаться в тамбуре палатки с посудой и продуктами в поисках недопитого чайника. Программиста мучила жажда, а нас, спящих в палатке, измена и недоумение. Немудреным народным языком мы рассказали Брумелю, как и что лучше ему сейчас выпить, чтобы впредь не будить товарищей по экспедиции.

Паром перед Салтыковой Девицой. Причалы деревянные, в движение приводится двумя-тремя человеческими силами. Когда паром у берега, трос, которым паром соединен с берегами, бросается в воду.

Турбаза "Березка", здесь мы пополнили запас продуктов, пива и воды. На базе хорошие и недорогие домики, около 40 гривен в сутки. А также алчная охрана, получившая с нашей экспедиции "добра и умиротворения" пол-литра самогона из-под прилавка близлежащего магазина по 15 грн, за зарядку телефонов. И отдельно бутылку пива за набирание воды и за "отвалите, мы с вами бухать не будем". Потом весь трудовой коллектив приезжал на берег посмотреть на наше судно в деле. Посмотрели и пожелали счастливого пути.

Фото у неизвестной затоки за Салтыковой Девицой.

Трое в лотке не считая собаки. Поздоровались, спросили чо как, обогнали и были таковы.

Еще один паром, уже не работающий, возле села Ковчин Куликовского района. У этого хорошие железные причалы, почему не работает, не узнали.

Близится вечер, ветра почти нет, по карте до стоянки около часа. В этот день на карте карандашом нашей памяти дописали: "Петлю Вульфа", "затоку Шахрая", остров "Стаса Г." и "оазис Вовы Л.".

На последнем остановились на стоянку, красивое место, судя по оставленным там артефактам выездов на природу, очень популярное место в местных жителей. Тут нам достались шесть колодок, на которых мы удобно устроили ужин и завтрак, а также красное пластиковое кресло прямо у воды.

Утром и вечером уже более слаженно делается работа. Быстро ставится лагерь, собираются дрова, и тянется посуда к ужину. Еще быстрее находится репеллент от комаров, вещь-чемпион по пропажам в сумках. За ужином разговоры о женщинах и не помню... но, кажется, только о них и было.

День следующий. Старт, заплыв в село Горица Менского района, для закупки продуктов и зарядки телефонов. В селе почти одни дачи. Приватизирован и отключен за неуплату обще сельский водопровод. Магазин работает через день и с обеденным перерывом с 12 до 16 часов дня,  мечта офисного сотрудника. Вернулись, пообедали, ждавшие на берегу друзья нас пожурили за долгое отсутствие. Плывём дальше. На фото ниже деснянские гуси, это не порода такая, они там живут. Гуси на Десне крупнее спаниэлей и едят, думаю не меньше. Сидят себе у берега за селом и ничего не боятся. Должно быть  вкусные в жареном виде.

Поиски стоянки в округе села Боромыки уже Черниговский район. Из-за задержки в магазине причалили поздно, все голодные и, некоторые особенно, злые. Тут у нас случился первый конфликт с маханием веслом у лица. Но ниче, поужинали и веслами в тот день больше никто не махал. В целом в группе хорошая атмосфера, все давно знакомы. Пиво (по вечерам коньяк, водка и вино), еда, солнце и расслабон благоприятствуют дружественной атмосфере. Короче - мудаков не обнаружили. Во всяком случае, автор, а остальные сделали свои выводы.

Следующая стоянка на противоположном берегу за селом Баромыки. Место назвали "Коса Топы". Так зовут старую таксу одного из членов команды, Сатаса. Он так много о ней рассказывал, будь то они женаты, или ка минимум помолвлены, шучу. Просто все наши имена уже распределили. Тут нас настиг "День независимости". Матрасничали, плавали в село за продуктами, пива не нашли, зато нашли дом продавщицы из ближайшего магазина. Местный мужчина Миша любезно показал нам его, выклянчив потом три гривны за информационные услуги.

Утренний туман, вид из палатки.

Утром снимали блесну (приманку для рыбы на спиннинг) с дерева. Она оказалась самой дорогой не по цене, а по тому что "на нее же поймалась...» и без того редкая рыба. Хотя предыдущим вечером мы отужинали ухой из щуки и еще какой-то мелкой рыбы, для нажористости, это называется двойная уха. Можно добавить еще какой-то рыби ли курицу, это будет тройная уха, она же «Монастырская». А можно еще грибов и/или жаб, будет «Монастырская+диарея».

О приближении Чернигова говорят все больше оборудованные для пьянок берега и рощи. В одном месте в последний момент заметили еле выделяющуюся над водой корягу, но успели сманеврировать, пронесло. Далее устье реки Снов (она на фото ниже). Мы собирались против течения доплыть на ней до села. Сил не хватило, передумали после первых тридцати метров, причалили и отправились в село пешком. Вылазка за продуктами в село Брусилов Черниговского района. В селе ничего выдающегося не заметили кроме шприцованных водой для объёма и веса окорочков, замороженных до твердости гранита. Два дня они хранились сумке и почти не растаяли.

Магазин в селе оказался достаточно богатым, там нашли сгущёнку в пластиковой упаковке и арахис. А также закупили картошки у продавщицы, да столько что третью часть потом оставили на последней стоянке, ниасилив. И стоянку назвали "Картопляной кручей".

Солнце скоро садится, а стоянки еще не видно.

Нашли одну свободную от рыбаков. Утром густой туман над водой, там каждое утро так. За лесом уже видно Чернигов. Остался еще день на "матрас". Спим, купаемся, ловим рыбу играем в покер и показуху. Отличный вечер. Игорь вечером вызвался сходить в магазин, в Чернигов, шел туда почти два часа. Купил что надо, а назад шел и добрый парень Вадим его подвез, безвозмездно, ему просто стало интересно, куда можно идти вечером по трассе в шлепанцах и шортах с двумя пакетами, если до ближайшего села минимум десяток километров.

Последнее утро сплава. Мылись, брились и в путь.

Есть и такие романтики пуза и сплавов.

Охранники турбазы "Березка" в Салтыковой Девице рассказывали, что раньше Десну регулярно чистили и по ней ходили грузовые и пассажирские суда. Но потом один земснаряд взорвался, а другой, присланный из Киева, затонул. Больше реку чистить не кому, но перед Черниговом мы увидели, что не все так плохо, экскаватор с баржей копал по фарватеру, похоже здесь в округе еще плавают.

Все. Чернигов. Финиш. На пляже у пешеходного моста разобрали катамаран, упаковали вещи в путь домой. Все известные службы такси отказались везти нас до вокзала. Пришлось нанять маршрутку, которая стояла на конечной в ожидании пассажиров.  Маршрутка – маленькая, желтая газель обошлась в 50 грн (около 6,25$). Дешевле чем такси по Киеву для доставки вещей на вокзал.

Общий вид судна в походном состоянии. Сфотографировал Вова, стоя на косе посреди реки. Там такие иногда встречались.

Вот как-то так. Всем понравилось. Для себя, как и в прошлый раз сделал несколько выводов, а именно готовить все время самому, даже не смотря на любовь к этому делу - зло, в следующий раз введу дежурство,  с мастер-классами для кого будет интересно. И поплывем уже наверно по другим рекам. Чего и вам желаю. Спасибо за внимание.

Больше фоток в альбоме:
Десна 08 2011

И видео с обрывков записей видеоминуток.